Аксиния Красавина (Мышкинская) — последняя Старица ХХ века

10

Рубрика: Мышкин, Мышкин дом культуры, Туристам

Ксения КрасавинаРассказать об этом замечательном человеке нас понудило создание в Санкт- Петербурге Благотворительного фонда имени этой подвижницы Русского Православии.

Что это за фонд и что за люди создали его?

Этот некоммерческий Фонд собирает средства на возрождение святынь, связанных с жизнью и святыми подвигами старицы Ксении Красавиной, а главными из этих святынь являются храм села Архангельского Мышкинского района, где она крестилась и молилась, и её захоронение на кладбище того же села. Фонд этот создали добрые люди, жительницы северной столицы Марина Владимировна Ушакова и Ирина Вячеславовна Лебедева.

Что подвигло их на такую большую и нелёгкую работу?

Это их глубокое уважение к памяти великой праведницы, старицы Ксении и горячее желание сохранить и прославить места её святой земной жизни.

В бескрайне громадном нашем Отечестве далеко не каждый местночтимый праведник известен всем и каждому из православных людей. Это совершенно естественно и понятно. И сегодня мы желаем познакомить, возможно, большее число россиян с героической и прекрасной жизнью старицы.

Село АрхангельскоеЕё жизненный путь начинался в деревне Ларионовская Архангельского прихода Мышкинского уезда Ярославской губернии. Девочка родилась в крестьянской семье в 1856 году и с ранних лет удивляла родных рассудительностью и…способностью провидеть будущие события семейной и сельской жизни.

А как подошли годы юности, то девушка явила большую готовность служить Господу Богу со всей смелой истовостью молодой устремлённой натуры. Она ушла из крестьянской жизни, в большом лесу у села Рудина Слободка Мышкинского уезда устроила себе скитское жилище и провела в нём больше 30 лет.


Дни проводила в трудах и молитвах и…в беседах с людьми, уже тогда потянувшимися к ней. Первые годы в лесной «пустыньке» прошли в желанном одиночестве, но уже и тогда люди приходил к ней всё чаще и чаще. За ободрением, за советом, за душевным пониманием. И тихая слава пустынницы, словно круги по спокойной воде, расходилась всё шире и дальше.

Село АрхангельскоеИ к ней уже ездили и очень известные люди, а в их числе её не раз посещали сам великий русский молитвенник о. Иоанн Кронштадтский и его ученик и последователь отец Михаил Зеленецкий. И многие- многие ездили к «Аксиньюшке», как ласково называли её православные люди.

Так было до самых советских безбожных годов, когда старице пришлось покинуть свою милую «пустыньку» и вернуться к крестьянской бытности. А оттуда- под жестокие репрессии, в тюрьму и ссылку! Не терпела такая власть праведных людей и всеми способами преследовала их.

Но Бог спас, старица из заключения вернулась измученной, почти слепой, но живой! А потом был и второй арест, допросы и пытки. И снова тюрьма и ссылка. Ссылка в Архангельскую область была тяжёлой, но старица всё переносила и предсказала своё освобождение. И оно совершилось чудесным образом, в котором невозможно не увидеть Волю Божию.

Храм в АрхангельскомНо на воле где теперь жить старице? Ведь приютить её небезопасно… И она немало постранствовала, побывав и в разных мышкинских деревнях, и в городе Бежецке и в городе Рыбинске. В Рыбинске она тайно, без прописки жила у замечательного человека, академика А.А. Ухтомского.

Князь А.А Ухтомский — это яркое явление русской жизни, большой советский учёный и  глубоко верующий человек. В его рыбинском доме на улице Выгонной в крохотной потайной комнате без окошек старица нашла временный приют.

И сюда, в дом на Выгонной приходило всё больше несчастных православных людей, потрясённых ураганом безбожного неистовства, либо обожженных его безжалостным огнём. И были среди них как люди простые и безвестные, так и достойно славные и высоко праведные. Если припомнить лишь самых славных людей её духовного общения, то среди них мы увидим иеромонаха Быковского монастыря Андрея, протоиерея Сергия Мечева, архимандрита Паисьева монастыря Власия, архиепископа Серафима (Самойловича), митрополита Иосифа (Петрова), митрополита Кирилла (Смирнова) и очень много других благих людей.

Фонд Ксении КрасавиныС нею  беседовали и советовались многие священники, прошедшие ад тюрем и лагерей и оказавшиеся на воле. Увы, на недолгое время….И они хотели утвердиться в своём выборе крестного пути, продолжении Служения и снова готовности на муки!

Высокие иерархи Русской Православной Церкви — епископы и митрополиты желали соприкоснуться с её простым и искренним пониманием событий и укрепить свои измученные души её незамутнённой неколебимой светлой и радостной верой.


Всех наставляла старица: терпите великую беду, русские люди! Верьте! Духа не угашайте! Минуется злое время, возродятся храмы и обители, вернутся духовный порядок и благочестие. И многие из вас ещё увидят святое воскрешение русского православия!

Фонд Ксении КрасавинойТак говорила старица, сама до края познавшая весь крестный путь сталинских тюрем и лагерей. На допросах её пугали, пытали, мучили, а ведь при втором аресте ей было уже около восьмидесяти лет! И в этих страшных обстоятельствах старица вновь и вновь успокаивала и утешала людей и предсказывала их будущее.

А после второй ссылки сердце позвало её на родину. Она пожелала закончить свой жизненный путь там, где он и начался. И её племянник  Н.А Красавин охотно принял её у себя в д. Ларионовской. Здесь старица и жила сперва в зимовочке, бывшей частью дома Красавиных , а потом в отдельной махонькой келейке, построенной племянником. Здесь и прошло едва ли не самое главное время её утешений людям и её пророчеств.

Люди к ней шли бесконечным потоком, возле кельи всегда было великое многолюдство, и для каждого она находила доброе слово….Люди шли из Мышкинского, Угличского, Некоузского, Мологского, Бежецкого, Краснохолмского, Сонковского, Кашинского и других районов Ярославской  и Тверской ( Калининской) областей.

Ксения МышкинскаяЛюди приезжали из Рыбинска и  Ярославля, бывали из столиц , особенно часто приезжали из Ленинграда. А всего больше к ней притекало мышкинского деревенского люда.

Вот так трудилась для людей, для Веры и для души своей старица Ксения. А когда поняла, что  близок час расставания с земной жизнью, то приунывшим, опечаленным землякам ободряюще сказала: «Не горюйте. А если помощь нужна будет, то приходите ко мне на могилку…Только с молитвой и с верой. Тогда помогу!»

Вот таким был наш краткий рассказ о нашей землячке, праведнице Ксении Мышкинской, память которой мы свято чтим. На её могилке ежегодно проходят достойные службы. По темам её жизни наш благочинный отец Александр проводит научно-краеведческие конференции, а келейку Старицы для сохранения  перевезли в Мышкин, увенчали крестом и главкой и сделали в ней выставку, рассказывающую о святом праведном человеке, старице Ксении Мышкинской.


Мышкинский народный музей


Похожие статьи:

Будем очень благодарны за добавление этой статьи к Вам на страницу


10 комментариев

  1. Знает ли кто-нибудь из мышкинских краеведов, где была эта Рудина слободка и осталось ли от нее хоть что-нибудь? Я когда-то слышал это название, но толком ничего не знаю, а хотелось бы

    [Ответить]

  2. Что касается Рудиной Солободки, то это местечко (сегодня Синицыно) не имеет никакого отношение к обсуждаемой теме. Очередной давно придуманный мышкинский ПИАР!

    [Ответить]

    Надежда Беляева Reply:

    Почему? Разве не там была её келья?

    [Ответить]

    борис Reply:

    я думаю, не стоит слово пиар употреблять повсюду. В этом смысле всё краеведение- это пиар родного края, ботаника- пиар растений и т.д. Ксения ведь реально существовала и, как говорят, многим помогла своими советами. А вот за то, что Вы объяснили мне, где Рудина слободка, большое спасибо

    [Ответить]

  3. Сергей Куров

    Сегодня, после Волгостроя, некоторые деревни, которые стояли около Рудиной Слободки, погибли. Такие, как, Островки, Сломлина и.д. Если внимательно рассмотреть карту, то мы увидим, что деревни эти находились в очень близком расстоянии дрг от друга, а между ними была пашня. Лес был (если ориентироваться сегодня) только за автодорогой Мышкин-Волга. Неужели келья старицы стояла в поле? А если бы она стояла в лесу, то упоминался бы совершенно другой населенный пункт. Это сегодня мы видим лес, а на старых картах он отсутствует. Информацию со старицей надо проверять. Я читал в свое время книгу о Старице Аксинии, которую выпустил народный музей и обнаружил там много несоответствий. Не может один человек в одно и тоже длительное время проживать в разных местах. У меня создалось впечетление, что в книге говорится не обо дном, а о трех человеках под именем Старица Аксиния.

    [Ответить]

  4. Сергей Куров

    У меня в музее много писем священнослужителей мышкинского уезда и всей ярославскойц гбернии. Есть письма из Рудиной Слободки с описанием разных событий в этом местечке, но нет ни одного упоминания о старице Ксении и о посещинии этого места о. Иоанном Кронштадтским. Хотя есть и живое описание приезда Иоанна Кронштадтского в Рыбинск (супруга рыбинского священника Николая Попова описала приезд батюшки в Рыбинск и вложила в письмо, посланное в Мышкин, фотографи. о. И.К., которую он ей подарил). Каждый шаг Праведника в то время известен. Мышкинский священник А.И.Успенский переписывался с Иоанном Кронштадтским (сохранились письма), но и он не упоминает ничего по этой теме. Хорошо, конечно, если Рудина Слободка удостоена такой чести…но все это надо проверять!

    [Ответить]

    борис Reply:

    Это правильно, проверять надо все. В Мышкине, да и не только, часто бывает, что выдуманные истории подаются как установленные факты. Вот и работа для краеведов

    [Ответить]

    Сергей Куров Reply:

    Правильно, пусть молодые краеведы занимаются…старым доверять нельзя. Слишком много перевернуто для всяческих коммерческих целей. Я Мышкиным давно уже не занимаюсь. Меня интересует только Волга, а точнее погибшие деревни при ВОЛГОСТРОе.

    [Ответить]

  5. А есть они, эти молодые и беспристрастные краеведы в Мышкине? Краеведческая работа на самом деле нелегкая и нехлебная, все держится на эелании и только

    [Ответить]

    Сергей Куров Reply:

    Думаю, что нет…

    [Ответить]

Оставить комментарии

*

code