ЛОВУШКА, МЫШКИН

4

Рубрика: Мышкин, Туристам

Автор текста: медиаэксперт, арт-аналитик- Евгений Ермолин


ЛОВУШКА, МЫШКИНСовременный Мышкин театрален ЛОВУШКА, МЫШКИН Паром ЛОВУШКА, МЫШКИН
Может быть, ни об одном другом ярославском городе не писали и не спорили так много и так интересно в прессе. Следы этих споров – в Рунете. Процесс увлекает и в конечном счете что-то говорит не только о городе, но и о тебе самом. Разве что шекспировская тема преступления трудно рифмуется с нашим сюжетом. Так мы не детектив и пишем.
Образ нынешнего Мышкина трудно поймать в сознании. Он двоится, троится… «Город классической русской провинции». «Столица лоцманов». «Город мыши».«Маленький город великой страны». «Великое в малом».
По-своему об этом пишет, например, специалист по брендингу городов, руководитель City Branding Василий Дубейковский: «В моем понимании у Мышкина нет бренда города. Под «брендом города» я подразумеваю идею, которая объединяет жителей города и служит основой для общения го- рода с внешним миром. Еще Екатерина II связала навеки Мышкин с мышью, приказав разместить зверенка на гербе города.
Но , несмотря на единоличный успех мыши во внешнем мире, внутри города у нее есть конкуренты. Для того, чтобы создать бренд города, необходимо очень много работать со всем разнообразием жителей Мышкина.
Допускаю, что мышиная идея не является тем, что объединяет сегодня большинство жителей. А, возможно, смешная мышка даже кому-то из мышкинцев ненавистна».

Ясно, однако, главное: город довольно успешно вписал себя в координаты современности. Дело ведь не в том, столица он или нет. Для нового века это не слишком важно. Важно найти свою нишу, свое место на карте постиндустриального мира и общества – мира и общества, где поощряются не унификация и стандарты, а разнообразие, самобытность, оригинальность. Вот этого в Мышкине даже с избытком на шесть-то тысяч населения.

Что такое современный Мышкин?

Это не процветающий купеческий городок, поставлявший оптом масло и яйца на столичный рынок, как было в XIX веке. Таким город уже никогда не станет. Но и с индустриальной цивилизацией Мышкин, по сути, почти не связан. Сегодня Мышкин – это маленькая мекка для туристов. Причем не за счет каких-то прекрасных видов, уникальных памятников искусства или чересчур самобытной исторической памяти.
Мышкин– это город-игра. Игра с метафорой, легендой, сказкой и загадкой, вещью, с традицией, пространством и временем. Игра довольно азартная, хотя она вполне при этом вписывается в правовое поле. Не Лас-Вегас, отнюдь. Но механизм похожий. Игра предлагается в первую очередь людям приезжим, туристам, которые привозят с собой ожидания и деньги, а уезжают, удовлетворив эти ожидания и с сильно полегчавшим кошельком. Однодневный тур из Москвы стоит около тысячи рублей, и это еще не предел. Однодневный тур из Москвы стоит около тысячи рублей, и это еще не предел. Вас ловят, и вы согласны пойматься. Вам это нравится. И вы даже сами себя ловите в какой-то момент на том, что вы счастливы, вот вдруг!.. И кажется, что так было всегда. Но так было не всегда. Нужны были годы и даже десятилетия, чтобы в городе сложилась культурная общность, появились люди, далеко не во всем друг с другом согласные, но способные, как теперь говорят, к креативу, к поиску новых смыслов и новых определений городской жизни в месте, которое полвека назад казалось дырой из дыр. (Многие другие тогдашние дыры таковыми, к слову сказать, и остаются. И креативной культурной среды там нет, или она неправомочна, оттерта от власти и не имеет ресурсов влияния.) И креативной культурной среды там нет, или она неправомочна, оттерта от власти и не имеет ресурсов влияния Купеческий Мышкин не принял советской власти, долго негодовал и бунтовал, а потом кто-то из аборигенов уехал, кто-то по своей или не своей воле затих – и городок пресуществился в колхозное село с присущими колхозной жизни прелестями, а потом был и вовсе полузатоплен, хотя получил весьма сомнительное повышение, став п.г.т. – поселком городского типа. Социальная травма казалась непоправимой. Однако мышкинцы ХХ-XXI веков унаследовали от земляков и предков – купцов Чистовых, Столбовых, Ситцковых– предприимчивость как своего рода социальный стандарт. Оглянемся. Активная часть местного сообщества двигалась, конечно, на ощупь. Изначально, в 1960-х еще годах, речь шла преимущественно о реанимации местной памяти, воссоздании традиции краеведения и – более того – музейном воссоздании всего канувшего в Лету (или Волгу?) строя традиционной народной жизни.«Мы были полны энтузиазма, – вспоминал потом основатель народного музея Владимир Гречухин. – В нашем городе мы создадим такой музей, какого нет больше нигде: в нем будет все, что сопровождает человеческую жизнь, — от суповой ложки до конных саней». Идея эта при всех ее благородстве и возвышенной красоте не создавала, однако, почву для социальных перемен. Она объединила подвижников, но не изменила социальный ландшафт. Как, нужно заметить, и вообще российские ретро-проекты второй половины ХХ века, мотивированные любовью к прошлому и пытающиеся этим прошлым впечатлить (а может, и заразить) настоящее. Свидетельство о прошлом не переросло в стимул для развития. Все ж воспоминания о традиционном мирострое — не панацея, ими не лечатся болезни и травмы настоящего дня. И мышкинским энтузиастам той давней поры пришлось в этом убедиться.  потом был и вовсе полузатоплен, хотя получил весьма сомнительное повышение, став п.г.т. – поселком городского типа. Социальная травма казалась непоправимой. Однако уже тогда возникли предпосылки перелома. Были учителя- краеведы с не советским выражением лиц Александр Салтыков и Михаил Папорков, случайно уцелевшие обломки позднеземской интеллигенции. Появилась харизматическая личность – упомянутый Владимир Гречухин, созидатель и альтруист. А в подбор к нему встали и другие люди, и их становилось все больше.Сложилась местная социально и культурно ак- тивная среда, неравнодушное со- общество. Были одержаны первые победы, причем, что особенно важно, символические; сначала из названия поселения (Мышкино) отброшена последняя буква «о», а потом, в 1991- м, Мышкин снова становится городом. (Кстати, Борисоглеб, что под Ростовом, продолжает, мне кажется, страдать от своего поселкового статуса, притом что там не только людей живет не меньше, чем в Мышкине, но и красот-чудес довольно.) Вообще, в современном мире постмодерна роль личной творческой инициативы велика, как никогда. И новые возможности открываются там, где их никто не ждал. Перспектива рождается в месте, о котором никто не думал. Будущее складывается не из тугих и жестких закономерностей и детерминант, в свете которых у Мышкина не было никакой такой перспективы вообще, а из поиска и риска, из случайностей, обладающих творческим потенциалом. Мышкина не было никакой такой перспективы вообще, а из поиска и риска, из случайностей, обладающих творческим потенциалом. Про затейливые обстоятельства и перипетии этого сюжета написано немало, и нет нужды повторяться, пересказывая почти фантастическую историю, в которую оказались вовлечены и тот же Гречухин с его учени- ками и продолжателями, и местные начальники и чиновники, и знатный московский журналист Илья Борисыч Медовой, и еще всякие-разные люди от гуру позднесоветской интеллигенции академика Дмитрия Лихачева и фокусника Акопяна до мышкинского паромщика. В итоге мышкинцам удалось построить бизнес «из воздуха», без зерна, яиц и льна. Или, скажем иначе, удалось продать свой город. При этом выяснилось, что забавным образом – по логике современной экономики – чем больше ты его продаешь, тем больше его остается. Продается-то фактически нечто неосязаемое, хотя и очень конкретное: радость. Праздник. Продается возможность попасть в какое-то милое детство, где сказочное мышиное царство, где для мальчиков технические прибамбасы, а для девочек, наверное, валенки. Где тихие восходы и закаты над Волгой, кривые улочки, дешевый супчик, смешные вывески, приветливые люди. Оказывается, уникальный товар. В других местах такого не купишь. А если и купишь, то не сразу, и нужно еще постараться и подсобрать, в нашей насупленной стране, плохо умеющей улыбаться.

Мышкину как-то впору пришлись эти игрушки, дух игры, праздника, карнавала. Они отчасти совпадают с его масштабом. Его ландшафтной топографией. В городах покрупнее мышкинские затеи выглядели бы натужно и требовали бы какой-то серьезной добавки. Взрослые парни не играют в бирюльки. А Мышкин вполне убедителен как этакий «городок в табакерке», как проекция немножко инфантильных ожидании, таящихся в детском закоулке души.
Словом, как и писал академик Лихачев,
«Город, играющий и посмеивающийся над собой,– это замечательно. Мышкин– это пока единственный случай игры общегородской»...
Справедливо говорят, что мышкинцы увлеченно играют в придуманную ими же игру, активно вовлекая в нее при- езжих. И приезжие на эту приманку ведутся. Последнее-то как раз не очень удивляет. А вот азарт горожан нельзя не отметить и не оценить.
…Конечно, постоянно жить на верши- не действующего вулканчика непросто. И не всем по вкусу. Не все хотят постоянно играть. Некоторые даже горюют оттого, что оказались в таком несерьезном, шутейном локусе, где мимо постоянно ходят, занимая тротуары, незнакомые праздные идиоты, которым почему-то интересно то, что нам обрыдло вусмерть. Есть и такие, кто ностальгируют о том Мышкине, который однажды был представлен прозаиком Василием Аксеновым в его культовом романе «Затоваренная бочкотара»:
– Куды завез, ирод? Это же Мышкин! Отсюда до Коряжска сто верст!
Вадим Афанасьевич выглянул из кабины.

 Куды завез, ирод? Это же Мышкин!
– Какой милый патриархальный городок! Почти такой же тихий, как
Грандо-Кабальерос.– Точно похоже,– подтвердил Володя Телескопов. По главной улице Мышкина в розовом сумраке бродили, удовлетворенно мыча, коровы, пробегали с хворостинами их бойкие хозяйки. Молодежь сигаретила на ступеньках клуба. Ждали кинопередвижку. Зажглась мышкинская гордость – неоновая надпись «Книжный коллектор»…» (Хотя никакой такой надписи никогда здесь не водилось).
На местном форуме ONLINE-MOUSE.RU один абориген недавноочень характерно пенял:

«Плохо, что однажды Медовой здесь остановился. Он и его соратники, думали, что делают доброе дело, а сами, с таким как Гречухин, город изгадили. Лучше бы Мышкин оставался тихим, спокойным провинциальным городком…»

Другой писал: «Я 1983 года рождения, и застал времена, когда Мышкин был без туристов, тихий, аккуратный, прибранный. Может быть, это всего лишь ностальгия по детству, но тот Мышкин мне нравился гораздо больше. Имею в виду — как мышкинцу, проживающему в нем. Вспомните книжный магазинчик, в котором работала удивительная женщина Нина Николаевна, блокадница Ленинграда. Из окна и стеклянных дверей этого магазинчика будто Питер проглядывал… Согласитесь, в туризме работает немного людей, а остальным мышкинцам комфорта туристы не добавляют».

Им там столь же характерным образом возражают: город был бы «тихим и спокойным», откуда бы все уехали ещё в конце 90-х… <…>

Кто и что «изгадил»? Для многих теперь продажа сувениров или рыбы – целый бизнес, даже подростки задействованы «мышами» на пристани и в музеях, это тоже плохо? Или вам не нравится то, что люди много работают в туризме, а вы нет? Так идите и присоединяйтесь, руки всегда нужны. «Изгадили» мы город сами, начиная с улиц и заканчивая дворами. Люди сетуют, что не было у нас ни гостиниц, ни боулинга, ни ресторанов, а теперь наверняка сами ходите и в «Мышеловку» и в «Саммит», и довольны по уши, а не сидите с бутылью на бывшем рынке, как это было раньше…» Конечно, есть и «другой», не туристский Мышкин. Или тот же самый, но в совсем ином развороте. Не сугубо праздничный город с простыми человеческими заботами и даже бедами. Жительствует здесь писатель и журналист Николай Смирнов, который смотрит на мир невесело и занят судьбой человека за пределами цивилизации потребления и комфорта. Да и сам Гречухин как публицист и прозаик – вовсе не апологет мышиного царства, он неизмеримо значительнее и мудрее как ревнитель и певец глубинной, исконной России.
Есть в городке тихие, а то и буйные бухарики. Как везде. Есть параллельная, драматическая мифология: как и в каждом некрупном верхневолжском городе, в Мышкине уверены, что с местными реалиями связана история одной из двух самых знаменитых женщин-самоубийц в отечественной словесности, Екатерины Кабановой: якобы здесь истоки драмы Островского «Гроза», а город Калинов – это Мышкин и есть. Диалектика современной урбанистики. В ней не бывает полной гармонии и абсолютного совпадения взглядов, интересов, ценностей. Это место для диалога. Место для поиска и творчества. Такой Мышкин имеет будущее, как и такая Россия, кстати.


Похожие статьи:

Будем очень благодарны за добавление этой статьи к Вам на страницу


4 комментария

  1. u0410u0434u043cu0438u043du0438u0441u0442u0440u0430u0446u0438u044f u0411u043bu043eu0433u0430

    u0412u041du0418u041cu0410u041du0418u0415! u0414u043eu0431u0430u0432u043bu0435u043du043e u043fu0440u043eu0434u043eu043bu0436u0435u043du0438u0435 u043a u0441u0442u0430u0442u044cu0435 n «u041bu041eu0412u0423u0428u041au0410, u041cu042bu0428u041au0418u041d»

    [Ответить]

  2. u0418 u044f u0432 u044du0442u0443 u043bu043eu0432u0443u0448u043au0443 u043fu043eu043fu0430u043b, u0442u0435u043fu0435u0440u044c u043du0435 u043cu043eu0433u0443 u0432u044bu0431u0440u0430u0442u044cu0441u044f u0438u0437 u041cu044bu0448u043au0438u043du0430. u0420u0430u0431u043eu0442u044b u043du0435u0442, u0446u0435u043du044b u0432u044bu0441u043eu043au0438u0435 u0435u0441u0442u044c, u043au0432u0430u0440u0442u0438u0440u0430 u0438 u043au0432u0430u0440u0442u043fu043bu0430u0442u0430 u0442u043eu0436u0435 u0435u0441u0442u044c.

    [Ответить]

  3. u041au043eu0441u0442u044f

    u041cu044bu0448u0435u043bu043eu0432u043au0430 u0432 u041cu044bu0448u043au0438u043du0435: u0433u043eu0440u043eu0434, u0432 u043au043eu0442u043eu0440u043eu043c u0437u0430u043au0440u044bu043bu0438 u043fu043eu0447u0442u0438 u0432u0441u0435!))))))

    [Ответить]

    u041fu0451u0442u0440 Reply:

    u042du0442u043e u0442u043eu043bu044cu043au043e u043du0430u0447u0430u043bu043e, u0435u0449u0451 u0437u0430u043au0440u043eu044eu0442 ,u0447u0442u043e u043eu0441u0442u0430u043bu043eu0441u044c. nu041fu0440u0435u0434u043bu0430u0433u0430u044e u041cu044bu0448u043au0438u043d u043fu0435u0440u0435u0438u043cu0435u043du043eu0432u0430u0442u044c u0432 u042fu0440u043eu0441u043bu0430u0432u043bu044c!?

    [Ответить]

Оставить комментарии

*

code